Форум сайта о Владимире
Здесь вы можете обсудить интересующие вас вопросы
Домой | Пользователи | Регистрация | Зайти | Правила форума | RSS | ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ

Вы не зашли.
Форум сайта о Владимире / Креатив / Новый Вид Устных Экзаменов (с) Altsoph & Gamajun Модераторы: GrayWolf, Verter, s0me0ne  
Автор
Сообщение Страниц: 1
Altsoph
The Creator

Зарегистрирован: 16.02.2004
Сообщений: 2058
Тяжкие труды по приему разнообразных экзаменов сподвигли нас (altsoph-а и gamajun-а) на написание этого, вне всяких сомнений, монументального труда.

Цель, которую мы поставили перед собой, столь же дерзка, сколь и заманчива -- полностью реформировать существующий механизм приема экзаменов. Мы искрене надеемся на ваше участие и поддержку в решении этой непростой задачи.


Эпиграф

Экзамен для нас всегда праздник!


Вступление

Проведение устного экзамена по любой дисциплине всегда является важным и ответственным мерояприятием, задача которого -- получение объективного представления о соответствии студента некоторому уровню, необходимого для определения его отметки.

Однако, несмотря на то, что объективность является ключевым требованием, процесс проведения устного экзамена сегодня далек от совершенства и по своей сути ничем не отличается от того, что использовался 100 или 200 лет назад. Посудите сами: может ли экзаменатор за 15-20 минут, задав студенту 3-4 вопроса, убедиться в его, студента, соответствии предъявляемым к нему требованиям? Может ли он, экзаменатор, составить за этот короткий срок объективное представление об опрашиваемом? С сожалением приходится костатировать -- в подавляющем большинстве случаев -- нет, не может. А ведь небрежность при приеме экзамена грозит возникновением ошибок как первого, так и, что еще хуже, второго рода (*).

Цель данного документа -- предложить новую форму принятия экзамена, позволяющую выделить все объективные факторы, оказывающие влияние на оценку и, по возможности, автоматизировать их учет и / или перенести таковой на стадию подготовки экзаменатора к экзамену. Это даст возможность крайне упростить и ускорить процедуру приема экзамена и, вместе с тем, позволит, как мы надеемся, сильно уменьшить вероятность возникновения ошибочных и необъективных оценок.

(*) Ошибка экзаменатора первого рода -- занижение оценки опрашиваемого по сравнению с объективным его уровнем. Ошибка экзаменатора второго рода -- завышение оценки, выставление незаслуженно высокого балла.


Объективные факторы оценки

Как было показано выше, при использовании классической формы проведения устного экзамена для формирования оценки экзаменатор вынужден руководствоваться набором необъективных правил и предпочтений, часть из которых являются традиционными для классической формы, а часть -- и вовсе субъективными, отражающими вкусы и предпочтения данного экзаменатора.

Рассмотрим их подробнее. Примерами "традиционных" необъективных правил могут служить, например:

* Адекватность поведения студента,
* Опрятность его внешнего вида,
* Отсутствие дефектов дикции,
* Оценки по другим, никак не связанным с данным, предметам.

Вообразите себе ярко студента, существенно нарушающего одно или несколько этих неписанных правил, и вы легко сможете убедиться, насколько необъективным может быть отношение экзаменатора к экзаменуемому.

Другим, не столь очевидно необъективным фактором является так называемое "оценивание знаний", сводящееся в традиционной форме экзамена к проверке основного билета и заданию одного или нескольких дополнительных вопросов. Судите сами: какое представление об объеме знаний студента можно получить по  {предположительно} его ответу на один случайно выбранный из пятидесяти, а то и сотни, вопрос? А уж опрос без подоготовки в момент, когда студент находится в состоянии сильного стресса, и вовсе способен пагубно сказаться на психологическом здоровье опрашиваемого.

Вторая группа субъективных критериев полностью обуславливается личными предпочтениями и / или неприязню преподавателя. Примеры таковых могут быть совершенно неожиданными:

* неприязнь или, наоборот, приязнь к обильному использованию косметики,
* индивидуальная непереносимость запахов определенных одеколонов,
* личные соображения по поводу необходимой строгости в нарядах,
* и многое другое.

Именно в таких жестких условиях студенту приходится готовиться к экзамену -- не зная, априори, какие именно критерии будут использоваться при оценке его уровня подготовки.

Относительно природы подобного субъективизма в классической форме экзамена, заметим, что, фактически, большинство подобных факторов проистекают из порочной практики рассмотрения экзаменуемого в качестве своего рода "черного ящика", когда экзаменатор должен подавать испытуемому на вход сигналы заранее определённого вида и оценивать сигналы, получаемые от испытуемого на выходе. Понятно, что испытания такого рода, без информации о природе испытуемого, структуре его мыслительных процессов и общей способности к обучению и научному поиску, не могут позволяют экзаменатору составить объективное мнение об уровне знаний испытуемого. В классическом устном экзамене, таким образом, мы имеем дело с попыткой измерить линейкой интегральную характеристику объекта многомерного нелинейного анизотропного пространства признаков, коим является экзаменуемый. Затея изначально провальная.

Таким образом, основными задачами, которые ставятся при разработке новой формы устного экзамена, являются:

* выработка множества объективных факторов оценки,
* выработка четкой схемы учета этого множества факторов,
* фиксация и открытая публикация этих факторов и схемы с тем, чтобы все студенты могли их учитывать и использовать в процессе подготовки.

Так как набор критериев и их веса могут меняться в зависимости от научной среды, конкретной научной области, степени строгости, предъявляемой к опрашиваемым, и других внешних факторов, ниже мы постараемся приведести общие рекомендации, позволяющие самостоятельно выработать набор критериев, наиболее полно удовлетворяющий условиям конкретного эсплуатирования, сопроводив их, по возможности, наглядными примерами.

Итак, нам необходимо определить множество объективных факторов оценки, которые обязательно должны рассматривать экзаменуемого как сложный процесс, имеющий внутреннюю структуру и продолжительность во времени.

Рассматриваемые нами объективные факторы можно разделить на несколько классов:

* отражающие природу экзаменуемого, его структуру и функциональность,
* отражающие протяженность экзаменуемого во времени в контексте данного учебного курса,
* отражающие функциональные связи с внешним миром в контексте данного учебного курса.

Следуя древней мудрости, mater semper serta est , в качестве примера фактора первого класса мы выберем такой значимый фактор как происхождение экзаменуемого, учет его генеалогического древа. Полагая объективность данного фактора вполне очевидной, упомянем лишь, что для её доказательства достаточно прибегнуть к рассмотрению базовых генетических законов.

Хорошим примером фактора второго класса является посещаемость лекций и практических занятий по курсу экзаменуемым. Далее в нашем примере, экзаменатор с легкостью учитывает этот фактор, оценивая, насколько ему знакомо лицо экзаменуемого, его имя и фамилия.

Факторы третьего класса определяют всё множество связей студента с преподавателями и экзаменаторами, не связанные напрямую с процессом обучения, но явным или косвенным образом влияющие на качество усвоения материала студентом. Для их учета в рассматриваемом далее примере, мы использовали социологический граф (**), позволяющий учитывать мнения авторитетных эспертов, а так же среду общения опрашиваемого, которая не в меньшей, чем генетика, степени влияет на интеллектуальные способности студента и его багаж знаний.

Использование набора подобных объективных критериев позволяет превратить экзамен в строгое и спокойное мероприятие, не создающее моральных и / или физических перегрузок учавствующих в нем лиц. Студентам заранее точно известно по каким параметрам их будут оценивать, а экзаменаторы могут проделать большую часть анализа (например, проверку по генеалогическому дереву) заранее, в спокойной обстановке.

Далее мы рассмотрим типовой пример принятия экзамена в предлагаемой форме.

(**) Социологический граф -- генеалогическое дерево, расширенное связами, отражающими характер знакомства. Для этого в дерево добавляются специального вида дуги, нагруженные числами от -5 до +5. При этом наличие дуги отражает само наличие знакомства, а числа характеризуют характер отношений между двумя узлами.


Сценарий проведения экзамена по предложенной форме

Сознавая, что необходимость серьезного переоборудования классов для проведения экзаменов по новой форме может серьезно затруднить процесс внедрения описываемого нововведения, при разработке данных рекомендаций мы постарались рассчитывать только на использование стандартного оборудования класса, такого как:

* меловая либо маркерная доска и средства нанесения и удаления изображений,
* набор магнитов, кнопок либо другого рода креплений, позволяющих размещать информацию на бумажных носителях на видном месте,
* студенческие парты, состоящие из стола и скамьи, и парта экзаментора, расположенная отдельно.

При подготовке к экзамену группа экзаменаторов, используя список студентов и другую информацию, доступную в учебной части, строит усеченное генеалогическое древо экзаменуемой группы, отмечая родственные связи с экзаменаторами, сотрудниками факультета, университета, РАН и другими заслуживающими доверия к их интеллекту родственниками. Каждый родственник нагружается числовым значением от 1 до 100, соответсвующим его интеллектуальным характеристикам, объективной мерой которых может служить, например, их служебное положение.

Отображение данного усеченного древа может производиться как непосредственно на доске, так и на листе формата А1, который перед началом экзамена закрепляется на видном месте.

Следующим этапом подготовки является расширение построенного дерева до социологического графа путем нанесения на него социальных связей рассматриваемой группы студентов с экзаменаторами и сотрудниками факультета. Связи нагружаются числовыми весами от - 5 до + 5. Например, если студент в прошлом месяце случайно спустил замдекана с лестницы, то следует провести ориентированную дугу от замдекана к студенту и нагрузить её числом -5. Дуги генеалогического подграфа считаются по умолчанию нагруженными числом + 5.

Рассчет базовой оценки студента может производится по следующей формуле:

     {сумма по всем узлам:
             (вес узла)*(произведение всех значений на
             дугах кратчайшего пути от узла до студента)
     }

Полученные значения нормируются с тем, чтобы максимальная базовая оценка студента в группе была равна 4.

Отметим, что все уже описанные операции могут быть произведены еще до начала экзамена. После описанных выше приготовлений студенты приглашаются в класс и экзамен начинается. Первым этапом проведения экзамена является своеобразный аукцион, в процессе которого студенты могут улучшить свою базовую оценку путем увеличения некоторых весов в графе, например, на дугах между студентом и экзаменатором, используя для этого принесенные с собой на экзамен методические пособия. Дабы как-то регламентировать этот процесс, экзаменаторы могут заранее выписать на доске требования и пожелания к используемым методическим пособиям в произвольной форме. Примером таких пожеланий может служить надпись следующего содержания: "Цветы и конфеты не пьём". Далее может быть указано, как именно изменяются те или иные веса графа, в зависимости от положения студента в означенном дереве и от того, сколько и чего конкретно не пьют экзаменаторы.

Результатом данного этапа экзамена является модифицированная базовая оценка каждого студента, которая, вообще говоря, всегда больше либо равна базовой. После этого производится розыгрыш студентов среди экзаменаторов на предмет того, кто будет принимать у него экзамен. Выигравший экзаменатор заполняет таблицу значимых критериев и приступает к третьему, опциональному этапу экзамена.

Этот этап заключается в устном опросе студента, и вообще говоря является атавизмом классической формы. Понимая, что полная отмена опроса может показаться слишком кардинальным изменением, мы оставляем решения вопроса о проведении этого этапа на совести каждого конкретного экзаменатора. Предложим лишь некоторые рекомендации, позволяющие, на наш взляд, избавить этот этап от недостатков, присущих классическому опросу.

Так как ответ по билету является (как было показано выше) порочным по своей сути, мы рекомендуем проводить опрос в виде ограниченного по времени монолога студента на произвольную тему. В этом случае студент сможет заранее подготовиться к этой части экзамена надлежащим образом и выразить в своем выступлении свое отношение к изучаемому предмету, продемострировав глубину собственных в нем познаний. Экзаменатор, слушая подготовленную речь, оценивает качество выступления, его отношение к дисциплине, по которой сдается данный экзамен, и по итогам выставляет дополнительную оценку -- мы рекомендуем ограничить её значения диапазоном от 0 до 1 балла.

Рассмотрение и тестирование возможных интересных модификаций этой формы устного опроса (например, вариант, когда двум или более студентам дается общее ограниченное время выступления с целью проверки умения работать в научном коллективе) мы оставляем для самостоятельного рассмотрения.

По результатам трех этапов вычисляется суммарная оценка студента, равная сумме модифицированной базовой и дополнительной оценок.

Такова общая схема проведения устной экзамена новой формы. Несомненно, она может и должна быть адаптирована под конкретные условия эксплуатации. Примером одной из возможных модификаций может служить форма, при которой третья фаза экзамена (устный опрос) упраздняется, а вторая фаза экзамена (аукцион) проводится в течении всего семестра в процессе обучения студентов. Поскольку первая фаза проведения экзамена, вообще говоря, не требует присутствия студентов, это позволяет говорить о возможности проведения заочного устного экзамена.


Возможные проблемы

Проблемы на пути апробирования и внедрения новой методики достаточно предсказуемы. Это прежде всего инерция сознания преподавательского состава, косность мышления и отрицание нового, которое также часто встречается среди студентов. Как решать возникающие проблемы - это во многом тема отдельного специального исследования. Но уже сейчас понятно, что тут не обойтись без подвижничества, хождения в народ и использования всех средств массовой пропаганды. Отдельный интерес представляет использование предложенной методики для организации поддержки её же, методики, на высоком государственном уровне.

данный раздел рекомендаций находится в состоянии разработки


Заключение

Идеи, положенные в основу исследований, позволивших разработать данные рекомендации, отнюдь не новы. Похожие методы давно и достаточно частно применяются в различных областях, но далеко не всегда, однако, с положительным результатом. Причиной нередких провалов применения этих методов является, на наш взляд, отсутствие научной базы, какого-либо строгого обоснования подобного подхода к приему экзаменов.

Данный документ, таким образом, является подходом к систематизации подобных идей, попыткой предложить единую схему, которая сможет быть использована повсеместно и решить множество накопившихся проблем в области традиционного очного высшего образования. Новая форма приема экзаменов устраняет основной недостаток традиционной формы - психологический эффект "экзамен - это лотерея", восприятие студентами экзамена как очередной русской рулетки, колеса Фортуны или однорукого бандита, а не как процедуры адекватной оценки их знаний и умений.

Очевидно, что практическая эксплуатация и дальнейшие исследования, которые уже сейчас ведутся несколькими независимыми энтузиастами, дадут возможность выявить слабые стороны предложенной формы проведения экзамена и улучшить её. Как бы то ни было, уже сейчас можно утверждать, что новая форма устного экзамена, в основе которой, напомним, лежат принципы объективности критериев и открытой публикации критериев до начала экзамена , может стать мощным и гибким средством нашей системы образования.

Предлагаемая методика, плод многолетних усилий по обобщению и систематизации преподавательского опыта сотрудников ведущих вузов страны, делает экзамен процедурой строго формализованной, простой и понятной, а следовательно -- эффективной. Повсеместное внедрение данной методики несомненно положительно скажется как на качестве вузовского образования и на психологическом состоянии выпускаемых специалистов, так и на состоянии народного хозяйства в целом, так как объективная оценка знаний специалистов позволяет наиболее эффективно управлять производственными ресурсами.

Более того, авторы полагают, что основные идеи метода применимы и в других областях, связанных с кадровой политикой в стране - при наборе новых сотрудников в штат государственных предприятий, послевузовском распределении и при продвижении сотрудников по служебной лестнице.


Приложение 1: Результаты тестирования

В настоящий момент происходит набор желающих поучавствовать в тестировании данной методики.


_______________________________________
С уважением,
Алексей.

08.07.2004 20:40:36
Вебсайт  
Страниц: 1    
Форум сайта о Владимире / Креатив / Новый Вид Устных Экзаменов (с) Altsoph & Gamajun
Перейти

Сейчас на форуме 0 зарегистрированных пользователей и 6 гостей.
Powered by PunBB
© Copyright 2002-2004 Rickard Andersson
Rambler's Top100