Altsoph
The Creator
Зарегистрирован: 16.02.2004
Сообщений: 2058
|
|
Владимир Мономах
Лишь только сошел в могилу Ярослав Мудрый, как истребленные печенеги под видом половцев начали совершать набеги на русскую землю. В Киеве на столе сидел Всеволод I, который, как все Всеволоды, никаким умом и талантом не отличался. Киевляне давно уже хотели снять Всеволода со стола и посадить на стул, но не сделали это из уважения к его сыну Владимиру Мономаху. Князья в это время не переставали ссориться. Был один князь Василько, который не хотел ссориться ни с кем, и это страшно возмутило князей. - Это не по-товарищески! - с негодованием говорили князья. - Все ссорятся, а он один не хочет ссориться! - Белоручка! Лентяй! От ссоры отлынивает! Один из князей, Давид, не вытерпел и, пригласив к себе в гости Василька, выколол ему глаза. - Теперь ступай! - сказал Давид, отпуская Василька. - Не поминай лихом. Кто старое помянет, тому глаз вон... Узнав про это, Владимир Мономах пришел в страшный гнев и приказал отнять у Давида его удел. Оставшись нищим, Давид открыл ресторан, известный и доныне под названием "Давидка". Между тем Всеволод Первый, несмотря на свою бездарность и неумение княжить, умер. На киевский стол сел Святополк Второй. Несколько лет пришлось снова Владимиру Мономаху сидеть на стуле и ждать, пока новый князь ляжет на стол. Когда это случилось, Владимир Мономах начал княжить в Киеве. Любимым занятием князя было бить половцев и поучать делать добро. Однажды он разбил половецкое войско и взял в плен князя их Бедлюза. Владимир сказал ему: - Почему вы не учили своих детей быть милосердными, честными и не проливать крови? И велел разрубить Бедлюза на части. Других пленников, поучив добродетели, Владимир Мономах также приказал рассечь на куски. Он же является продолжателем законодательной работы Ярослава Мудрого, причем он внес в "Русскую правду" много изменений. Главнейшие изменения были следующие:
* За убийство из мести был установлен штраф, как нынче за неверное сведение в газете. Но штраф был до того ничтожный, что самый бедный человек, лишенный возможности ежедневно обедать, мог позволить себе дважды в день совершить убийство из мести; * Убийство пойманного вора не считалось убийством, но ворам закон запрещал попадаться, и воры никогда не обходили закон; * Процентов можно было взимать не больше ста, то есть приблизительно вдвое меньше, чем в нынешних банкирских конторах; * Уличенный в игре на бирже или в имении онкольного счета (краткосрочный коммерческий кредит, погашаемый заемщиком по первому требованию кредитора) подвергался потоку и разграблению.
Владимир Мономах не был чужд и литературы. Пред смертью он написал "Поучение своим детям". В поучении он сначала рассказывает о своих подвигах. "Был, - пишет он, - на коне и под конем. На коне хорошо, а под конем плохо. Медведь однажды прокусил мое седло, от чего оно тут же в сьрашных мучениях скончалось, не оставив потомства. 83 раза меня бодал лось и метал на рогах буйвол. Живите поэтому, дети, в мире и любви". Далее Владимир Мономах поучает детей:" Не забывайте убогих, сирот, вдов". Дети Мономаховы, послушные отцу, всю жизнь не забывали вдовиц.
Прочие
После Владимира Мономаха князья забастовали. - Не хотим быть талантливыми! - заявили князья. - Слава богу, не иноземцы. Когда какой-нибудь князь начинал проявлять признаки даровитости, остальные князья объявляли его штрейкбрехером и подсылали к нему убийц. Так был убит обвиненный в талантливости Андрей Боголюбский. этот князь был более себялюбив, чем храбр, и стремился больше к завоеванию своих народов, чем чужих. С чужими народами он часто обращался по-человечески, в особенности с теми, которых ему не удалось завоевать. Со своими же народами он не церемонился, что его нынешние потомки Петр и Павел Долгорукие, принадлежа к конституционной партии, тщательно скрывают. Остальные князья (а с каждым годом их становилось все больше и больше) проводили время в ссоре друг с другом и в придумывании себе приятных сердцу кличек. Один назвал себя "Храбрым", другой - "Удалым", третий - "Отчаянным", четвертый - "Бесстрашным", пятый - "Богатырем" и т.д. Народ не мешал князьям ссориться, так рассуждая: - Чем больше князья будут заняты ссорами, тем меньше будут заниматься нашими делами. Тогда еще не существовала пословица: "Паны дерутся, а у хлопцев чубы трещат". Чубы трещали у ссорившихся князей. Суздальские князья трепали чубы владимирским князьям; владимирские - суздальским. Киевские князья трепали чубы и тем и другим, а в свою очередь подставляли чубы новгородским князьям. Ростовские князья долгое время ходили без работы, но потом присоединились к суздальским князьям, вместе с ними трепали чужие чубы или давали трепать свои. Много князей от чуботрепания за весьма короткое время облысели, как полено, и сделались родоначальниками нынешних балетоманов. Не мешал также народ князьям называться "Удалыми" и "Бесстрашными". - Пусть называются, - говорил, улыбаясь , народ. И добавлял добродушно: - Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не рубило головы. Самая крупная ссора произошла между Торжком и Новгородом из-за Макарьевской ярмарки. Торжок, славящийся своей обувью, ни за что не хотел приезжать на ярмарку. - Если ты ходишь без сапог, - говорил Торжок, - то и приезжай ко мне. Обую. А таскать свой товар к тебе не стану. Сапоги вещь нежная и самолюбивая. Принесешь деньги, возьмешь сапоги. Но Новгород ни за что не сдавался. - При мне - говорил он, - деньги, при тебе товар. Хочешь получить деньги, потрудись ко мне на ярмарку. Сторону сапог приняли князья Ярослав и Юрий, а за Новгород вступился Мстислав Удалой. Понятно, что раз вмешались князья, война стала неизбежной. Макарьевская ярмарка одержала верх над сапогами и обратила их в бегство. Князь Юрий, ставший грудью за сапоги, еле спасся в одной рубашке. Торжок смирился и в знак покорности стал величать Новгород "господином". Потом это вошло в обычай, и все, обращаясь к Новгороду, говорили: - Господин Великий Новгород! И на простой, и на заказной корреспонденции Новгороду писали на конверте: "Его Высокоблагородию господину Великому Новгороду". После чего следовали наименования улицы и дома. Князей с "именами" у новгородцев не было, и в историю пришлось принимать всех.
Вече
Существует легенда, что Новгород управлялся вечем. По словам легенды, к слову сказать, ни на чем не обоснованной, управление происходило так. Посреди города на площади висел колокол. Когда у новгородцев появлялось желание посчитать друг другу ребра и зубы, они приходили на площадь и принимались звонить в колокол. Моментально площадь покрывалась народом. Ремесленники, купцы, приказные, даже женщины и дети бежали на площадь с криком: - Кого бить? Вмиг начиналась всеобщая, прямая, равная, тайная и явная потасовка. Когда драка переходила в поножовщину, князь высылал своих людей и разнимал дерущихся. Очень часто, говорит легенда, доставалось самому князю. Возмущенные нарушением своих прав - свободно сворачивать друг другу скулы, - новгородцы кричали князю: - Уходи, ваше сиятельство! Не мешай свободным людям ставить друг другу фонари! Но князь не уходил, а уходили с площади сами новгородцы. - Уходим потому, что сами так хотим! - говорили гордо новгородцы. - Не захотели бы и не ушли. - Ладно! Ладно! - отвечали князевы люди, подбадривая новгородцев ударами в спину. - Поговорите еще... Действительно ли существовало когда-либо в Новгороде вече, трудно установить. Иностранные ученые склонны думать, что вече существовало. - Но, - добавляют они, - звонить в вечевой колокол имел право только князь Новгородский, а чтобы никто из новгородцев не мог звонить в колокол, возле него был поставлен городовой.
КОНЕЦ
_______________________________________ С уважением, Алексей.
|
|