Форум сайта о Владимире
Здесь вы можете обсудить интересующие вас вопросы
Домой | Пользователи | Регистрация | Зайти | Правила форума | RSS | ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ

Вы не зашли.
Форум сайта о Владимире / Студень / Лучшее Руководство для Лектора по Математике. Модераторы: Fantom, GrayWolf, SMArt, Verter  
Автор
Сообщение Страниц: 1
Altsoph
The Creator

Зарегистрирован: 16.02.2004
Сообщений: 2058
Главной задачей преподавателя является активное вовлечение собственных студентов в процесс обучения. Поэтому, очень важно избегать простых, понятных, организованных лекций - если изложение нового материала будет черезчур простым и понятным, основной массе студентов не придется разбираться в нём самостоятельно. Скорее всего, они примут знания на веру, а это притупит их способности к самостоятельному интеллектуальному поиску. Если, с другой стороны, лекция будет неопределенной, сумбурной и сбивчивой, студенты уйдут с нее со множеством вопросов. Вероятно, они будут настолько заинтригованы, что попытаются разобраться во всём самостоятельно.

Есть много приемов, позволяющих провести подобную пробуждающую любопытство аудитории лекцию. Одной из наиболее простых техник является иностранный акцент. Если акцент будет достаточно сильным, даже хорошо структурированная лекция способна будет вызвать у студентов недопонимание материала. Достаточно эффективные акценты могут быть приобретены в Грузии, на Украине, в Молдове, в северных областях России, или в любой из стран дальнего зарубежья.

Для жителей центрального региона страны, которые говорят по-русски практически без акцента, применение этой техники может оказаться достаточно затруднительным. Существует два возможных решения этой проблемы:


:idea: Преподавать в дальнем, или, в крайнем случае, в ближнем зарубежье;

:idea: Активно использовать междометия или слова-паразиты при изложении материала. Двумя очень эффективными междометиями являются "мнэээ" (короткий вариант - "эээ") и "уумммм" (носовой звук). Выбранное междометие следует вставлять после каждого первого, в крайнем случае, второго слова. Например, эффективной будет фраза вроде, "Ээ... Сегодня... ммм... нашей темой... эээ... будут... ээ... мнэээ... дискриминанты...". После нескольких подобных предложений бОльшая часть слушателей скорее всего уже будет смотреть на часы или в окно. Довольно быстро у них, таким образом, появится желание уйти и изучить материал самостоятельно.


Помимо подобных устных приемов, преподователь должен также уделять достаточно внимания технике ведения записей на доске. Эффективное использование доски сегодня практически необходимо для проведения эффективной лекции. Неразборчивый почерк преподователя поможет стимулировать интерес учащихся к новому материалу почти так же, как сумбурная лекция. В результате, студенты станут собираться после лекции специально, чтобы обменяться расшифровками преподавательских записей - так неразбочивый почерк поможет студентам работать над проблемой сообща и обмениваться между собой идеями.

Чтобы научиться по-настоящему неразборчивому письму, потребуется большое количество упражнений. Если у Вас возникают проблемы с овладением техникой плохого почерка, Вы можете использовать следующие приёмы:


:idea: Пишите мелко. Для задних рядов студентов это почти так же эффективно, как использование неразборчивого почерка. Недостаток этого приема заключается в том, что студенты, сидящие на передних рядах вероятно прочитают всё написанное, и, возможно, даже смогут усвоить материал без затрачивания часов на расшифровку собственных записей. Кроме того, преподаватель, пишущий мелким почерком, может в какой-то момент обнаружить, что большая часть его слушателей старается сесть поближе к доске, что может оказаться не очень удобным, особенно в жаркие летние дни.

:idea: Пишите быстро. Чем быстрее преподаватель пишет на доске, тем быстрее студентам приходится делать свои записи. Зачастую, преподавателю следует переходить к новому разделу в то время, как студенты продолжают пытаться скопировать себе уже имеющиеся записи на доске. Таким образом, они будут настолько заняты, что разбираться в написанном им придется только после окончания занятия. Помимо подобного побуждения студентов к самостоятельному обучению, быстрое письмо позволяет преподавателю дать бОльший объем материала за отведенный на занятие срок.

:idea: Пишите одно, говорите другое. Например, после длительного решения сложной задачи преподаватель может сообщить классу результат "x^2 + y", записывая при этом на доске "y^2 + x". Подобное противоречие принуждает студентов к переосмыслению задачи с целью выбора правильного результата. Таким образом, слушатели остаются активно вовлеченными в процесс решения задачи даже после того, как задача уже решена.

:idea: Стирайте быстро. Этот прием позволяет принудить тех слушателей, которые ведут записи, постоянно следить за доской. Те из них, кто отвлекутся хоть на минуту, позже не смогут обнаружить в своих записях ни слова на пропущенную ими тему. Данная техника становится особенно эффективной, если преподаватель использует обе руки, чтобы делать записи и стирать их одновременно. Если ничто другое не помогает, преподавателю следует стоять таким образом, чтобы всё время загораживать только что написанное.



Загораживание доски позволит Вам развить у Ваших студентов как физические способности, так и способности к прогнозированию. Для низкорослых или худых лекторов подобная задача может оказаться черезчур сложной. В этом случае следует использовать все описанные выше приемы по отдельности или в произвольных сочетаниях. Полезной также бывает периодическая смена состава используемых приемов - это позволяет вносить некую оживленность в рутину учебы.

Чрезвычайно полезной является способность преподавателя читать лекцию доске, в то время, когда он делает на ней записи. Это помогает продемонстрировать его увлеченность предметом - такой энтузиазм практически наверняка передастся всему классу. Кроме того, преподаватель, все время повернутый к доске, не видит аудитории, что позволяет ему проще игнорировать вопросы, мешающие непрерывному изложению материала.

И, наконец, последний предлагаемый совет читающему лекции - никогда не переусердствуйте с подготовкой. Лучше всего придти за несколько минут до начала занятия, открыть книгу и быстро просмотреть тему сегодняшней лекции. Лекции, подготовленные таким образом, получаются свежими и динамичными, чего, обычно, трудно ожидать от тщательно организованных выступлений. Кроме того, студенты научатся уделять должное внимание проверке корректности выкладок, увидев на Вашем примере, как много времени можно потерять, допустив глупую ошибку.

До сих пор мы обсуждали методы проведения лекций, сконцентрировавшись на практических приемах, техниках и подготовке. Теперь постараемся сформулировать несколько более общее правило. Студенты склонны проявлять больше доверия лектору, когда они уверены в его компетентности в теме лекции. Чтобы продемонстрировать классу степень своей погруженности в математические вопросы, преподавателю следует выглядеть несколько "не от мира сего". Это позволит Вам продемонстрировать, что Вы настолько увлечены математическими абстракциями, что даже слегка потеряли связь с реальностью. Существует несколько надежных способов произвести подобное впечатление:


:idea: Одевайтесь забавно. Старый пиджак, драные штаны, дУшаший галстук и лохматый свитер являются довольно эффективными, особенно будучи одетыми одновременно.

:idea: Не стирайте свои свитера. Альберт Эйнштейн был известен двумя вещами - своей гениальностью и привычкой носить грязные свитера. Даже если Вы не гений, это не мешает Вам носить свитер. Буквально за несколько недель Вы сможете снискать такую репутацию, что никто не рискнет приблизиться, чтобы проверить Вашу гениальность.

:idea: Не причесывайтесь ничем тоньше вашей левой пятерни.

:idea: Время от времени заходите в произвольную аудиторию и начинайте лекцию, невзирая на того, кто в ней находится. (Это поможет распространить Вашу репутацию за пределы круга Ваших студентов).

:idea: Проводя лекцию, пришите на доске сразу, невзирая на то, что осталось на ней от предыдущего занятия.

:idea: Приобретите нервный тик.

:idea: Притворяйтесь глухим, если во время Вашей лекции кто-то задаёт вопрос или звонит звонок. Попробуйте продолжать говорить, после того как последний студент покинет класс.

:idea: Используйте все описанные в начале данного руководства приемы и техники ведения лекций.


Будучи достаточно оторванным от реального мира, Вы сможете завоевать доверие и почтение своих студентов. Это облегчит Вам Вашу задачу - помогать им в постижении математики. Кроме того, это позволит Вам получить место в Вашем или любом другом уважаемом ВУЗе страны.

Translated & adapted by altsoph.
Original text: http://www.georgetown.edu/faculty/ap85/teachmath.html


_______________________________________
С уважением,
Алексей.

20.05.2004 12:30:14
Вебсайт  
SMArt
Скрытый статус

Откуда: Vladimir
Зарегистрирован: 23.04.2004
Сообщений: 2625
Молодец 8) Похвально.

20.05.2004 12:41:12
Вебсайт  
Страниц: 1    
Форум сайта о Владимире / Студень / Лучшее Руководство для Лектора по Математике.
Перейти

Сейчас на форуме 0 зарегистрированных пользователей и 1 гость.
Powered by PunBB
© Copyright 2002-2004 Rickard Andersson
Rambler's Top100